среда, 23 ноября 2016 г.

Конкурсы и классные часы

Конкурс «Языкознание для всех»
Тема: «Язык и история»

Цели: 1.  Способствовать устойчивому развитию интереса к предмету русский язык.
            2. Развивать у учащихся умение работать в группах, поддерживать друг друга.
3. Воспитывать бережное отношение к употребляемым словам, их значениям, происхождению.
4. Формировать навыки грамотной письменной и устной речи.
            
Ход мероприятия:
Слово – дело великое
Язык есть самая живая, самая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.
К. Ушинский

Сейчас нам придется показать  свои знания, накопленные за много лет. Проявить  смекалку, расторопность и  фантазию.

I.                   Представление команд   (команды представляют себя, и проходит жеребьевка команд)

II.               Знакомство с учеными – лингвистами, языковедами

А) Каждая команда подходит к столу и выбирает портрет с ученым – лингвистом.
Цель: назвать ученого и рассказать о нем (если владеют информацией) (20б)

Б) Назвать авторов известных словарей (задание получают на листах, где даны названия словарей и авторы, надо правильно их соотнести) (20б)


III.           Фонетика. Первый раздел в учебном процессе.

В языке что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг...
Н. Гоголь
Категория «Буквы и звуки»
  • 1. Прочитайте слово лен по звукам справа налево.(10 очков)    /ноль/
  • Этой букве в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите её.(10 очков)       /Ё поставлен на родине ее автора Карамзина/
  • Сколько звуков [о]  в слове молокозавод.(10 очков)        /один ударный звук/


  • Решите шараду и назовите слова. 
С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.(10 очков)          /коза и коса/ 


  • Омографы и омофоны.
Омонимы – слова, имеющие одинаковое написание, одинаковое звучание, но разное значение, например КОСА (из волос) и КОСА (песчаная).
Омографы – слова, которые одинаково пишутся, но отличаются значением и произношением, например замОк (на двери) и зАмок (дворец). Найдите пары омографов и омонимов, используя подсказки.

С помощью подсказок определите три пары омонимов и четыре пары омографов. За каждое правильное слово по 5 баллов.
1. одно слово для игры, другое для боя.                         шашка
2. одно для питья, другое для замка                                ключ
3. одно для кузнеца, другое для музыканта.                   горн

  1. одно слово для князя, другое для сундука         замок
  2. одно в бутылке, другое на голове                       виски
  3. одно одежда, другое – позор в бою.                   трусы
  4. одно для дамы, другое для шамана                      духи

IV. Лингвистика
Слово не воробей, вылетит не поймаешь

Категория «Значение слова»

l        Что такое Лукоморье? (10 очков)   /Лука (излучина) моря, морской залив, бухта /

l         Что означало слово мекать в древнерусском языке? (10 очков)   / думать, понимать; сравните смекать, кумекать намекать./
l         Какое значение было в древности у слова живот? (10 очков) /Не жалеть живота своего. Жизнь/

l          Что такое орало? Перекуем мечи на орало. (10 очков)  /Орудие для пахоты. Перен. Кончив войну, приступить к  мирному труду./
l  «Найдите близнецов»                               Работа в группах
А)   На листе - слова, надо собрать пары, где будут слова-синонимы. Кто быстрее и правильнее соберет. (каждая правильная пара приносит команде 1 балл) итог 11 и за быстроту 1  балла.
Уют, химера, портниха, абсурд, рецидив, жадный, иллюзия, повторение, вздор, алчный, модистка, звездный, бацилла, аэростат, микроб, волокита, астральный, комфорт, категоричный, канитель, монгольфьер, безапелляционный.

Уют – комфорт; химера – иллюзия; портниха – модистка; абсурд – вздор ; рецидив – повторение; жадный – алчный; звездный – астральный;  бацилла – микроб; аэростат – монгольфьер; волокита – канитель; категоричный – безапелляционный;


Б)   Что означают данные слова? (по 10 б. за правильный ответ)
1. Кредо
Система взглядов*
Точка зрения, мнение
Правило, принцип
2. Аншлаг
Повышенный интерес
Объявление о том, что все билеты проданы*
Реклама какого-либо зрелищного мероприятия
3. Паритет
Равные отношения, одинаковое положение*
Преимущество
Равенство
4.     Цейтнот
Неправильное решение
Острая нехватка времени*
Опоздание
5.     Диаспора
Группа единомышленников
Пребывание части какого-либо народа вне страны происхождения*
Оппозиция власти
  • «Подумай и ответь» (правильное истолкование оценить в 20б)
Чем различаются значения слов подстричься и постричься?
Оба глагола имеют одно и то же значение: укоротить (подрезать, подровнять) себе волосы, сделать стрижку. Но глагол постричься имеет еще второе значение, которого нет у подстричься: это снять волосы полностью (наголо или навсегда), в том числе когда человек собирается стать монахом, принять постриг. Когда-то говорили также постричь в солдаты, т.е. отдать на военную службу. Поэтому в обычной, привычной для нас ситуации посещения парикмахерской лучше употреблять однозначный глагол подстричься.
V.  Пунктуация.
Казнить нельзя помиловать
Всем известна данная пословица. Сколько вариантов она имеет?
Поэт –авангардист Александр Введенский (1904- 1941) писал также прозу. Одно из его произведений – не сохранившийся до наших дней роман под названием «Убийцы вы дураки» (без знаков препинания в оригинале). Попытайтесь приписать этому заглавию все возможные синтаксические истолкования и расставьте соответствующим образом знаки препинания. (каждый вариант оценивается в 5 баллов)
А) Убийцы! Вы – дураки  или Убийцы, вы дураки!
Б) Убийцы вы, дураки!
В) Убийцы – вы, дураки!
Г) Убийцы вы! Дураки!

Категория «Фразеологизмы»

v Назови фразеологизм и объясни его значение
Учащиеся смотрят на слайды и команды дают ответы. (6 слайдов) Отвечают по очереди (если команда не отвечает, то право ответить передается другой команде).



v  Есть такие две пословицы, близкие по смыслу. (правильное истолкование оценить в 20б)
Не было печали – черти накачали.
Не было у бабы хлопот – купила себе баба порося.
Когда употребляется одна, а когда – другая? В чем разница в их смысле?

В первом случае сам человек непричастен к возникновению хлопот, напасти, неприятностей, которые обрушились нежданно-негаданно на человека. Они появились  по причине высших сил. А во втором случае человек сам себе устроил, «спровоцировал» появление этих неприятностей.

Категория «Мы полиглоты»
Учащиеся получают задание на листах и работают в группах (время 7 минут)
Максимум 60 баллов
Для жюри
Вопрос
Ответ
1.  Как  зовут костлявого персонажа  русских сказок?  (10 очк)
Кощей
2.  Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко» Что это за фрукт? (10 очк)
апельсин
3.  Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо. (10 очк) Подсказка дана в вопросе.
макароны
4.  Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение. (10 очк)

Голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень)
5.   Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь? (10 очк)
Астра ( этот же корень находится в словах астрономия, астрология, астронавт)
6.   В песенке Тачанка» на стихи М. Рудермана есть такие строки:
Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи,
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.
Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время в ночном заведении»? (10 очк)
Клубиться – веселиться в ночном клубе




Категория «Творческая мастерская»
Создать рекламу русскому языку для будущих поколений (стихи, рисунки, проза, ) Монологический ответ. Защита своего проекта.

Подведение итогов.



Номинация
10-а
10-б
10-в
Знакомство с учеными-лингвистами.            20б
Знание словарей.     20б



Фонетика
1в – 10
2в – 10
3в – 10
4в – 10
5в – 35 б (по 5 за каждый праильный



Лингвистика
Вопрос №1 – 10 б



Вопрос №2 – 10б



Вопрос № 3 – 10 б



Вопрос №4 – 10б



Вопрос №5 –по 1б за ответ (всего11)



Вопрос № 6 «Что означает слово» по 10 за правильный ответ. Всего 50б



Вопрос №7 «подумай и ответь» 20б



Пунктуация
Каждый вариант оценить в 5 б



Фразеологизмы
За правильно названный фразеологизм 5б



Близкие по смыслу пословицы. 20б



Категория «Мы полиглоты»
Оценивать по листам, которые сдают



Творческий конкурс «Реклама»
От10б – 50б



Итог




Комментариев нет:

Отправить комментарий