понедельник, 21 ноября 2016 г.

Средства выразительности. Тропы.

Педагогический университет «Первое сентября»
Тест
Назовите выделенное средство выразительности.

  1. Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании. (В. Харченко)

  1. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н. Гоголь)

  1. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский)

  1. Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.

  1. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А. Солженицын)

  1. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев)

  1. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее ( родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В. Распутин)

  1. Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К. Чуковский)

  1. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н. Добролюбов)

  1. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет.  Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин)

  1. Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.

  1. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик  (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустить из рук. (В. Солоухин)

  1. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от  горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин)

  1. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М. Горький)

  1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С Есенин)
  


Педагогический университет «Первое сентября»
Тест
Назовите выделенное средство выразительности.

  1. Как бы красиво мы ни извинились, память есть память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный след в сознании.(В. Харченко)    метафора

  1. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н. Гоголь) метонимия

  1. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский) градация

19.     Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой листве.   сравнение

  1. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (А. Солженицын)   эпитет

  1. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев)  риторический вопрос

  1. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее ( родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В. Распутин)   антитеза

  1. Не все в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К. Чуковский) метонимия

  1. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н. Добролюбов)   эпифора

  1. Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет.  Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин)     риторическое восклицание

  1. Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.  гипербола

  1. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик  (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустить из рук. (В. Солоухин)  олицетворение синтаксический параллелизм

  1. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от  горя, оставался на ветке: он все еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин)   олицетворение

  1. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура».(М. Горький)     метонимия

  1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С Есенин)

оксюморон



Средства выразительности
Задание №1
1.        Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А. Пушкин) 

2.        Мело, мело по всей земле
       Во все пределы… (Б. Пастернак)          

3.        Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю. Трифонов)   

4.        Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А. Ахматова)  

5.        Весенний и тлетворный дух (А.  Блок)  

Оксюморон, гипербола, парцелляция, сравнение, анафора
Задание № 2
1.        И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет… (А. Пушкин)

2.        Уж вечер… Облаков померкнули края,
        Последний луч зари на башнях умирает.
                                              (В. Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.   (И. Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? (Н. Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,
   Достопамятно- живой,
    Упоительный, кипучий,
   И воинственно- летучий,
    И разгульно- удалой. (Н. Языков)

     Антитеза, олицетворение, эпитет, синекдоха, перифраза
Задание №3
1.        Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)
2.        Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)
3.        И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А. Блок)
4.        Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. Солоухин)
5.        О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С. Есенин)

Градация, литота, метонимия, оксюморон, перифраза
Задание № 4
1.        Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С. Есенин)

2.        Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С. Орлов)

3. В избушке, распевая, дева
    Прядет, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучина перед ней. (А. Пушкин)

       4.     Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А. Твардовский)

5.          И только сбруя золотая
             Всю ночь видна… Всю ночь слышна. (А. Блок)

Антитеза, парцелляция, синекдоха, метафора, перифраза


Задание № 5
1.        Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В. Брюсов)

2.        Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)

3.        Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский)

4.        Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И. Крылов)

5.        И никто с начала мира не видал такого пира. (А. Пушкин)

Олицетворение, оксюморон, ирония, градация, гипербола.

Задание № 6
1.        На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток
                          не расстреливай. (И. Северянин)
2.        Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А. Пушкин)

3.        И солнце греется на льдине. (Б. Пастернак)

4.        Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М. Лермонтов)

5.        И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б. Пастернак)
Гипербола, эпитет, метафора, оксюморон, метонимия
Задание № 7
1.        Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К. Бальмонт)

2.        Так вокруг него непоправимо тихо,
        Что слышно, как растет трава. (А. Ахматова)

3.        Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

4.        Плачет и смеётся песня лиховая. (С. Есенин)

5.        И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)

Гипербола, антитеза, метафора, метонимия, оксюморон.

Задание № 8
1.        Выхожу один я на дорогу. (М. Лермонтов)

2.        И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г. Державин)

3.        Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А. Пушкин)

4.        Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н. Некрасов)

5.        Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа –
                                        любовь! (О. Хайям)

сравнение, инверсия, эпифора, гипербола, перифраза


Задание № 9
1.        Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М. Лермонтов)

2.        В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С. Есенин)
3.        Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
                Знаменитая, пробитая
                В бою огнем врага
                Да своей рукой зашитая,
                Кому не дорога! (А. Твардовский)
     
4.        Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М. Цветаева)
       
5.        Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…(Н. Некрасов)
                 
     Метафора,  антитеза, сравнение, оксюморон,   эпитет

Задание №10

1.        Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2.        Где стол был яств, там гроб стоит. (Г. Державин)

3.        И страна березового cитца
                Не заманит шляться босиком (С. Есенин)

4.        Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б. Пастернак)

        5.     Посадили деревья в саду
                Тихо, тихо, чтоб их ободрить
                Шепчет осенний дождь. (Басе)


Антитеза, градация, олицетворение, перифраза, парцелляция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий