Педагогический
университет «Первое сентября»
Тест
Назовите выделенное средство
выразительности.
- Как бы красиво мы ни извинились, память есть
память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный
след в сознании. (В.
Харченко)
- Голодная бурса
рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.
Гоголь)
- При одном предположении подобного случая вы бы
должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский)
- Капельками
крови горят ягодки брусники на
еще зеленой листве.
- Вот почему я думаю, друзья, что мы способны
помочь миру в его раскаленный час.
(А. Солженицын)
- Древнерусская литература поразительно
разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной
жизни страны, народа. И как же не
приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное
сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев)
- Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве
мы выносим из нее ( родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими
изначальными образами и понятиями. (В. Распутин)
- Не все в Маяковском
хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К. Чуковский)
- Для чего уничтожать самостоятельное развитие
дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать
то, что я хочу; и только так,
как я хочу, и только потому,
что я хочу. (Н. Добролюбов)
- Образующийся при нуле градусов лед еще легче и
потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.
Чивилихин)
- Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах.
- Так
тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет
напряженный воздушный шарик (ну,
скажем, метеорологический зонд), если его выпустить из рук. (В. Солоухин)
- Стояла холодная осенняя пора, и все листья с
дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший
от горя, оставался на ветке: он все
еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин)
- Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела
«ура». (М. Горький)
- Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался
жив? (С Есенин)
Педагогический
университет «Первое сентября»
Тест
Назовите выделенное средство
выразительности.
- Как бы красиво мы ни извинились, память есть
память, и она помнит, кто нанес рану и от кого остался рубец, шрам, черный
след в сознании.(В.
Харченко) метафора
- Голодная бурса
рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.
Гоголь) метонимия
- При одном предположении подобного случая вы бы
должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский) градация
19. Капельками
крови горят ягодки брусники на еще
зеленой листве. сравнение
- Вот почему я думаю, друзья, что мы способны
помочь миру в его раскаленный час.
(А. Солженицын) эпитет
- Древнерусская литература поразительно
разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной
жизни страны, народа. И как же не
приобщаться к этому чуду – нашей литературе, формирующей национальное
сознание, патриотизм?! (Д. Лихачев)
риторический вопрос
- Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве
мы выносим из нее ( родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими
изначальными образами и понятиями. (В. Распутин) антитеза
- Не все в Маяковском
хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, свои правды. (К. Чуковский)
метонимия
- Для чего уничтожать самостоятельное развитие
дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать
то, что я хочу; и только так,
как я хочу, и только потому,
что я хочу. (Н. Добролюбов) эпифора
- Образующийся при нуле градусов лед еще легче и
потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.
Чивилихин) риторическое
восклицание
- Хорошо живется общительному человеку: полмира у него в товарищах. гипербола
- Так
тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет
напряженный воздушный шарик (ну,
скажем, метеорологический зонд), если его выпустить из рук. (В. Солоухин)
олицетворение синтаксический параллелизм
- Стояла холодная осенняя пора, и все листья с
дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший
от горя, оставался на ветке: он все
еще ждал, что вернется Вишенка (Ф. Кривин)
олицетворение
- Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела
«ура».(М. Горький) метонимия
- Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался
жив? (С Есенин)
оксюморон
Средства
выразительности
Задание №1
1.
Сменит не раз
младая дева
Мечтами
легкие мечты;
Так
дерево свои листы
Меняет
с каждою весною. (А. Пушкин)
2.
Мело, мело по всей
земле
Во все пределы… (Б. Пастернак)
3.
Опять
язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю. Трифонов)
4.
Оставь свой край
глухой и грешный,
Оставь
Россию навсегда. (А. Ахматова)
5.
Весенний и
тлетворный дух (А. Блок)
Оксюморон,
гипербола, парцелляция, сравнение, анафора
Задание № 2
1.
И наше северное
лето,
Карикатура
южных зим,
Мелькнет
и нет… (А. Пушкин)
2.
Уж вечер… Облаков
померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает.
(В. Жуковский)
3.
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.
Тургенев)
4.
– Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского
дома? (Н. Гоголь)
5.
Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно- живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно- летучий,
И разгульно- удалой. (Н. Языков)
Антитеза, олицетворение, эпитет,
синекдоха, перифраза
Задание №3
1.
Не то на серебре –
на золоте едал. (А. Грибоедов)
2.
Ниже тоненькой
былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)
3.
И невозможное
возможно, дорога дальняя легка. (А. Блок)
4.
Что-то неуловимо
восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли
огромные голубые глаза. (В. Солоухин)
5.
О Русь, покойный
уголок,
Тебя
люблю, тебе и верю. (С. Есенин)
Градация,
литота, метонимия, оксюморон, перифраза
Задание № 4
1.
Рассвет рукой
прохлады росной
Сшибает
яблоки зари. (С. Есенин)
2.
Его зарыли в шар
земной,
А
был он лишь солдат. (С. Орлов)
3.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А. Пушкин)
4.
Нужны мне разом
Юг
и север,
Восток
и запад,
Лес
и степь;
Моря
и каменные горы,
И
вольный плес равнинных рек. (А. Твардовский)
5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна… Всю ночь слышна.
(А. Блок)
Антитеза,
парцелляция, синекдоха, метафора, перифраза
Задание № 5
1.
Жить, храня
веселье горя,
Помня
радость прошлых весен. (В. Брюсов)
2.
Не сломлюсь, не
дрогну, не устану,
Ни
крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)
3.
Котелок сердится и
бормочет на огне. (К. Паустовский)
4.
Ты все пела? – Это
дело!
Так
поди же попляши. (И. Крылов)
5.
И никто с начала
мира не видал такого пира. (А. Пушкин)
Олицетворение,
оксюморон, ирония, градация, гипербола.
Задание № 6
1.
На реке форелевой,
в северной губернии,
В
лодке сизым вечером уток
не расстреливай. (И.
Северянин)
2.
Анчар, как грозный
часовой,
Стоит
– один во всей вселенной. (А. Пушкин)
3.
И солнце греется
на льдине. (Б. Пастернак)
4.
Недаром помнит вся
Россия
Про
день Бородина. (М. Лермонтов)
5.
И воск слезами с
ночника
На
платье капал. (Б. Пастернак)
Гипербола,
эпитет, метафора, оксюморон, метонимия
Задание № 7
1.
Я обручился с
тишиной,
Всегда
безмолвием поющей. (К. Бальмонт)
2.
Так вокруг него
непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А. Ахматова)
3.
Читал охотно
Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
4.
Плачет и смеётся
песня лиховая. (С. Есенин)
5.
И очи синие,
бездонные
Цветут
на дальнем берегу. (А. Блок)
Гипербола,
антитеза, метафора, метонимия, оксюморон.
Задание № 8
1.
Выхожу один я на
дорогу. (М. Лермонтов)
2.
И вы подобно так
падете,
Как
с древ увядший лист падет!
И
вы подобно так умрете,
Как
ваш последний раб умрет. (Г. Державин)
3.
Быть может, в Лете
не потонет
Строфа,
слагаемая мной. (А. Пушкин)
4.
Я видывал, как она
косит:
Что
взмах – то готова копна! (Н. Некрасов)
5.
Изначальней всего
остального – любовь,
В
песне юности первое слово – любовь,
О,
несведущий в мире любви горемыка,
Знай,
что всей нашей жизни основа –
любовь!
(О. Хайям)
сравнение,
инверсия, эпифора, гипербола, перифраза
Задание № 9
1.
Как ночи Украйны
В
сиянии звезд незакатных,
Исполнены
тайны
Слова
ее уст ароматных. (М. Лермонтов)
2.
В темной роще на
поляне
Плачет
смехом бубенец. (С. Есенин)
3.
Эх, суконная,
казенная
Военная
шинель,
У
костра в лесу прожженная,
Отменная
шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.
Твардовский)
4.
Красною кистью
Рябина
зажглась.
Падали
листья.
Я
родилась. (М. Цветаева)
5.
Ты и убогая,
Ты
и обильная,
Ты
и могучая,
Ты
и бессильная…(Н. Некрасов)
Метафора, антитеза, сравнение, оксюморон, эпитет
Задание №10
1.
Звуки виолончели
вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)
2.
Где стол был яств,
там гроб стоит. (Г. Державин)
3.
И страна
березового cитца
Не заманит шляться босиком (С.
Есенин)
4.
Во всем мне
хочется дойти
До
самой сути
В
работе, в поисках пути,
В
сердечной смуте. (Б. Пастернак)
5.
Посадили деревья в саду
Тихо, тихо, чтоб их ободрить
Шепчет осенний дождь. (Басе)
Антитеза, градация,
олицетворение, перифраза, парцелляция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий